• Печать

Родителям на заметку !!! Защита детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию

Защита детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию, является важной составляющей в воспитании подрастающего поколения, профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
Правовой основой защиты ребенка от информации, пропаганды и агитации, наносящей вред его здоровью, нравственному и духовному развитию, являются федеральные законы от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», от 29.12.2010 № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».
Вступивший в законную силу 1 сентября 2012 года Федеральный закон      № 436-ФЗ, впервые в России дал определение информационной безопасности детей, под которой понимается состояние защищенности детей, при котором отсутствует риск, связанный с причинением информацией вреда их здоровью и (или) физическому, психическому, духовному, нравственному развитию.
Названный федеральный закон устанавливает ограничения на распространение соответствующей информации в доступное для детей время и доступных для их посещения местах, а также обязанности изготовителей и распространителей информационной продукции принимать административные, технические, программные и иные меры защиты от доступа к ней несовершеннолетних.
В силу ст. 5 Федерального закона № 436-ФЗ к запрещённой для оборота среди детей отнесена информация, побуждающая их к совершению действий, представляющих угрозу их жизни и здоровью, в том числе к самоубийству; способная вызвать у детей желание употребить наркотические и психотропные средства, принять участие в азартных играх, заниматься проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством; обосновывающая или оправдывающая допустимость насилия и жестокости; отрицающая семейные ценности, пропагандирующая нетрадиционные сексуальные отношения и формирующая неуважение к родителям и другим членам семьи; оправдывающая противоправное поведение; содержащая нецензурную брань; информация порнографического характера; сведения о несовершеннолетнем, пострадавшем в результате противоправных действий (бездействия), позволяющие прямо или косвенно установить его личность.
Особенно важно соблюдение указанных требований производителями и распространителями информационной продукции, так как сеть Интернет, телевидение являются ключевыми источниками информации для детей сегодня.
В связи с этим, лица, которые организуют доступ к сети Интернет (образовательные организации, Интернет-кафе, организации питания и т.п.) в местах, доступных для детей, обязаны принимать меры по фильтрации контента.
В силу требований ч. 5 ст. 46 Федерального закона от 07.07.2003       № 126-ФЗ «О связи» операторы связи, оказывающие услуги по предоставлению доступа к информационно-телекоммуникационной сети Интернет (другими словами – провайдеры), также обязаны осуществлять ограничение доступа к информации, распространение которой на территории России запрещено.
Широкое распространение получает такой вид проведения семейного досуга как просмотр фильмов в кинотеатрах, посещение различных зрелищных мероприятий (театральных представлений, культурно-просветительных и зрелищно-развлекательных выступлений).
При этом на афишах и иных объявлениях о проведении каждого такого зрелищного мероприятия в соответствии с требованиями ст. 11 Федерального закона «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» указывается знак информационной продукции. Знак информационной продукции также размещается на входных билетах, приглашениях и иных документах, предоставляющих право посещения мероприятий.
За нарушение требований законодательства о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию, ст. 6.17 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность в виде наложения административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей с конфискацией предмета административного правонарушения; на должностных лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей с конфискацией предмета административного правонарушения или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией предмета административного правонарушения или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Кроме того, статьёй 13.21 КоАП РФ предусмотрены более высокие штрафные санкции (до 200 тысяч рублей) для средств массовой информации в случаях, если они нарушают установленный порядок распространения информационной продукции среди детей.
Также виновные лица могут быть привлечены к уголовной ответственности по статьям 242, 242.1 и 242.2 УК РФ в виде лишения свободы до 15 лет, в случае если нарушения названного законодательства связаны с изготовлением и оборотом порнографической продукции.
В то же время стоит отметить, что родители, в соответствии требованиями статей 63-65 Семейного кодекса Российской Федерации родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей, обязаны заботиться об их здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии, защищать права и интересы детей. Родительские права не могут осуществляться в противоречии с интересами детей. Обеспечение интересов детей должно быть предметом основной заботы их родителей. Родители, осуществляющие родительские права в ущерб правам и интересам детей, несут ответственность в установленном законом порядке.
В случае неисполнении или ненадлежащего исполнения указанных обязанностей родители могут быть привлечены к административной ответственности по части 1 статьи 5.35 КоАП РФ.
Государственный контроль за соблюдением требований законодательства Российской Федерации в сфере защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, осуществляют:
Рособрнадзор - применительно к информационной продукции, используемой в образовательном процессе;
Минкультуры России - за оборотом информационной продукции, относящейся к аудиовизуальной продукции на любых видах носителей, а также информационной продукции, распространяемой посредством зрелищных мероприятий, относящихся к установленной сфере деятельности министерства;
Роспотребнадзор - за соответствием информационной продукции, реализуемой потребителям, в части указания в сопроводительных документах на информационную продукцию сведений, полученных в результате классификации информационной продукции, а также размещения в соответствии с указанными сведениями знака информационной продукции;
Роскомнадзор - применительно к производству и выпуску средств массовой информации, вещанию телеканалов, радиоканалов, телепрограмм и радиопрограмм, а также к распространению информации посредством информационно-телекоммуникационных сетей (в том числе в сети Интернет) и сетей подвижной радиотелефонной связи (за исключением надзорных полномочий, осуществляемых в данной сфере Рособрнадзором и Роспотребнадзором).
По вопросу нарушения законодательства о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию также следует обращаться в прокуратуру Яшкинского  района.